Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Обновление информационно-образовательного пространства школьных музеев Белгородской области

Печать

С 1 октября 2019 года в области стартовал проект «Обновление информационно-образовательного пространства школьных музеев Белгородской области».

В Белгородской области 398 паспортизированных школьных музеев на 557 общеобразовательных организаций. Экспозиции школьных музеев Белгородчины отражают страницы истории родного края, знакомят с народной культурой и традициями, отображают достижения земляков. Карта школьных музеев области представлена историческими, краеведческими, этнографическими, мемориальными музеями. Наибольшее количество краеведческих музеев (113), исторических (84) и комплексных (81). Деление достаточно условное, потому что практически во всех музеях находят отражение тема ВОВ, а также история, природа и культура населенного пункта. Часть музеев посвящена истории школы. В школьных музеях области хранятся уникальные коллекции этнографических, археологических, мемориальных раритетов. Основной фонд школьных музеев области составляет 125602 музейных предмета, научно-вспомогательный – 36701 музейный предмет.

Школьный музей, являясь своеобразным музейным учреждением [В письме Минобразования России от 12.03.2003 № 28-51-181/16 определено, что «школьный музей - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона «Об образовании в РФ», а в части учета и хранения фондов - Федерального закона «О Музейном фонде РФ и музеях РФ»], ведет поисково-собирательскую работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций, а также исследовательскую деятельность. В 2018 году в музеях прошло более 7500 музейных уроков, более 10 тысяч экскурсий, 3 тысячи мероприятий.

Да, в школьных музеях проходит большое количество музейных уроков. Музейный урок – это базовая форма музейной коммуникации, при которой обучение происходит путем включения обучающихся в активную деятельность на базе экспозиции, с использованием дополнительных музейных предметов и дидактической информационной среды. К сожалению, только 40 % музейных уроков проводятся по темам, изучаемым в рамках основных общеобразовательных программ, а 60% не связаны с напрямую с образовательным процессом. Проведенный опрос показал, что более 60% обучающихся хотели бы проводить в школьном музее уроки по истории, географии, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры народов России.

Сегодня все школы имеют свои сайты в сети Интернет. К сожалению, найти в Интернете информацию о школьных музеях очень затруднительно. Только 144 музея из 398 представлены на сайтах школ, да и то порой просто упоминается, что в школе есть музей. Но даже при наличии веб-страницы музея невозможно получить полное представление о его деятельности, коллекциях, мероприятиях из-за низкого уровня оформления самой страницы, отсутствия или плохого качества виртуальной экскурсии по музею.

Школьные музеи области довольно хорошо посещаются учащимися своих школ. Более 67% школьников были в своем школьном музее на музейном уроке, экскурсии или мероприятии, многие просто забегают в музей на перемене, тем более что около 48 % музеев размещаются в учебных кабинетах и рекреациях. Но менее 10% школьников посещали музеи других школ, хотя такое желание высказали 80% опрошенных обучающихся. Проблема в закрытости школьного музея для учащихся других школ, деятельность школьного музея ограничивается своим учебным заведением.

Координацией деятельности школьных музеев области, методическим руководством занимается Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий. Областной Центр осуществляет методическое руководство работой музеев образовательных учреждений Белгородской области. Нами выстроена стройная система работы по вертикали: проведение паспортизации, смотры-конкурсы музеев, неделя «Музей и дети». А вот по горизонтали – между самими школьными музеями – практически нет методического и педагогического взаимодействия, они автономны, даже изолированы друг от друга. 

Вот для решения этих 2 основных проблем (недостаточное использование потенциала школьного музея в образовательном процессе и отсутствие взаимодействия между школьными музеями) разработан проект «Обновление информационно-образовательного пространства школьных музеев Белгородской области».

Цель проекта: к декабрю 2020 года обеспечить доступ к образовательным материалам школьных музеев не менее 30% обучающихся общеобразовательных организаций всех муниципальных образований области через сетевое взаимодействие школьных музеев. Достичь эту цель планируется через создание Ассоциации школьных музеев образовательных организаций.

6 ноября на видеоконференции руководителей школьных музеев была создана Ассоциация школьных музеев Белгородской области. Ассоциация – это некоммерческая общественная организация, объединившая на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и гласности тех руководителей школьных музеев, чьи личные и профессиональные интересы находятся на стыке педагогики, психологии и музееведения, кто рассматривает музей в качестве образовательной системы, кто готов менять эту систему и меняться сам.

Учредителями Ассоциации выступили Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, являющийся методическим центром школьного музееведения области, и руководители школьных музеев Белгородской области.

Ассоциация организует работу своих членов (уже сейчас в Ассоциациювошли 302 музея общеобразовательных организаций всех муниципальных образований области) по разным направлениям: в тематических секциях, через электронное общение в группах в социальных сетях, через обмен методическими материалами, через проведение совместных мероприятий, выставок, а также через взаимопосещение.

На учредительной конференции был избран постоянно действующий коллегиальный руководящий орган – Совет Ассоциации, в который вошли представители музеев всех муниципальных районов и городских округов области. Председателем Совета Ассоциации стала Ирина Владимировна Урюпина, руководитель Музея 89 гвардейской стрелковой Белгородско-Харьковской Краснознаменной ордена Суворова 2 степени стрелковой дивизии МБОУ СОШ № 20 г. Белгорода.

Целевая аудитория проекта – это школьники. Проект позволит расширить образовательное пространство школьных музеев: через музейные уроки по предметам основной образовательной программы, образовательные маршруты, внеурочную деятельность и исследовательскую и проектную деятельность, что включит школьные музеи в реализацию требований ФГОС по обеспечению системно-деятельностного подхода и активной учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Будут разработаны музейные уроки (не менее 70) по предметам основной образовательной программы, 22 образовательных маршрута по школьным музеям, продолжится внеурочная и исследовательская деятельность на базе школьных музеев.

В команду проекта вошли представители департамента образования области, Белгородского областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий, Белгородского регионального института развития образования, управления культуры области, муниципальных органов управления образованием, муниципальных учреждений дополнительного образования.

Таким образом, деятельность Ассоциации школьных музеев Белгородской области вкупе с реализацией регионального проекта департамента образования «Обновление информационно-образовательного пространства школьных музеев Белгородской области» позволит актуализировать школьную музейную педагогику, выделит школьный музей из общего информационного фона, выведет его за пределы традиционного музейного пространства благодаря интернет-коммуникациям и яркой подаче контента, станет тем катализатором изменений в деятельности школьных музеев, что привлечет учащихся к познавательно-творческому соучастию.

Copyright © 2015, ГАУДО "Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий"